Замысел

Замысел – это первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У 3. существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших писателя проблем и конфликтов). Однако изучение творческой истории различных произведений доказывает, что 3. может изменяться.

Например, Лермонтов предполагал развернуть действие «Демона» в Испании, а потом перенес его на Кавказ. Советский писатель С. Залыгин так объясняет причину изменения 3.: «Сначала я веду героев, а потом, перевалив через половину, оказываюсь в подчинении у них... приходится приниматься за начало вещи, потому что в первоначальном виде оно не соответствует героям, характеры и поступки сложились только в середине романа».

Изменение 3. сюжета ведет к изменению идейного 3., который связан с мировоззрением автора, вытекает из системы его идеалов. Когда мировоззрению писателя свойственны противоречия, как это было у Л. Толстого, Бальзака и некоторых др., то это сказывается на произведении, и читатель может сделать выводы, не совпадающие с тем, что хотел сказать писатель. В таком случае говорят, что возникло противоречие между 3. и исполнением, хотя на самом деле противоречие заложено в окончательной концепции произведения. Так, к примеру, Л. Толстой осуждал Анну в романе «Анна Каренина», а читатели ей сочувствуют и ее оправдывают.