Бурлеск – это (от итал. – шутка) – вид комической и пародийной поэзии, а также драматургии. В нем отчетливо заявлено несоответствие между темой произведения и ее стилистическим воплощением. Часто возвышенная тема в бурлеске излагается просторечным слогом и в юмористической форме. Бурлескная поэтика предполагает и расщепление сложных психологических явлений на ряд простых, нередко противоречивых, когда происходит своеобразная натурализация стихийных сил человеческой психики, а идеальное сводится, как правило, к материальному. Не случайно в бурлескной поэме украинского поэта И.П. Котляревского Энеида (1809), близкой к русской сатире XVIII века, сюжет заимствован из поэмы Вергилия Энеида, но все персонажи говорят на жаргоне украинских семинаристов того времени.
В бурлеске отчетливо прослеживается связь с сатирической и юмористической традицией народной поэзии, с основными приемами пародии. Здесь могут использоваться народные пословицы и поговорки, элементы поэтики сказок и небылиц, бытовые детали, простонародная сниженная лексика, вульгаризмы и т.д.
В России бурлеск впервые отчетливо проявился в поэмах В.И. Майкова Игрок ломбера (1763), Елисей, или Раздраженный Вакх (1771), а широкого распространения достиг в середине XIX столетия. Бурлеск активно внедрялся в сатирическую журналистику 1850–1870-х годов наряду с пародией и другими комическими жанрами. Ярчайший пример бурлеска этого периода являет собой поэтическое творчество Козьмы Пруткова (А.К. Толстого и братьев А.М. и В.М. Жемчужниковых).