Контрреализм (неореализм) – это термин, принадлежащий едва ли не самому яркому из американских постмодернистов Джону Барту.
Говорят об оппозиции "контрреализма" "неореализму" Апдайка, Беллоу, Рота - тех, кого интересуют "условия жизни", то есть конкретика обстоятельств, в которых развертывается трагикомедия человеческого существования. Есть "неореализм", но есть и "контрреализм", а для него интерес способны представлять лишь "факты жизни" - некие константы бытия, не сопрягающиеся ни с социальными условиями, ни с метаморфозами идей. Некие эпистемологические и аксиологические проблемы, которые вечны, как сам человек.
В будничности эти константы трудно опознаваемы, и тривиальность будней должна быть передана без малейшего следа ретуши - так, как это сделано у Томаса Пинчона. Но подобная правдивость отнюдь не самоцель. Сквозь сор фактографии должна проступить универсальность коллизии, затрагивающей абсолютно всех без исключения. Остаётся только договорить, что наиболее естественно это достигается использованием (обычно - пародийным) распространенных, типовых ходов самого непретенциозного искусства: ведь оно-то и представляет собой язык масс.