С кем же говорит поэт? Вопрос мучительный и всегда современный.
Осип Мандельштам (из статьи «О собеседнике»)
Горечь утраты
Если поэзия – есть «тайна», как писал Егор Елистратов, то поэзия – есть и открытие...
Свой очерк я посвящаю памяти Егора Елистратова, чья творческая звезда несколько лет назад зажглась на сургутском небосклоне и, верю, никогда не погаснет.
Егор Николаевич Елистратов (1982 – 2021)... Писать годы его жизни, которая можно сказать, только начиналась, как зрелая, настоящая жизнь состоявшегося поэта, тяжело и больно. Внезапный уход его стал для всех «огоньковцев», а также родных, близких, друзей и знакомых настоящим ударом. Душа до сих пор не может принять факт потери, осознавая, что совсем недавно, человек был на виду, имел массу задумок и творческих планов.
Печальная атмосфера траурных дней накрыла светлые чувства, оставшиеся от общения с талантливым человеком. Стиснула их. Держит... Но не поддаюсь тому, храня в памяти самое важное, самое главное... Самое ценное – живое восприятие живого человека, который, как будто вышел куда-то, до времени... и оставил прочесть нам стихи.
С 2014 года, за период деятельности в ЛИТО «Северный огонёк» (г. Сургут), Егор Елистратов смог немало осуществить. Издал два авторских сборника стихотворений. Участвовал в ряде конкурсов и мероприятий, получая различные дипломы. Первый – Диплом победителя по итогам Второго открытого конкурса имени П.А. Суханова в номинации «Поэтический дебют» – Сургут, 2017 г.; далее – Диплом победителя литературного конкурса «Сургут – судьба моя», Сургут, 2019 г.
Егор Елистратов – инициатор и создатель нового сайта ЛИТО «Северный огонёк», который пришёл на смену небольшой интернет-страничке, созданной Сергеем Егоровичем Сметаниным, руководившим ЛИТО до своего переезда в Санкт-Петербург в 2007г. В 2015 году на новой, перспективной платформе Егором был создал современный сайт с широкими возможностями. Благодаря содействию коллег, в частности, руководителя ЛИТО – А.В. Лазаревой, а также В.В. Сазановича, который возглавил организацию в 2020 г., ресурс пополнился произведениями как новых её участников, так и тех, кто вошёл в состав ЛИТО в предшествующие годы. Так, здесь появились стихи Никона Сочихина, Александры Лазаревой, Любови Коробкиной, Людмилы Елистратовой, Надежды Лишмановой, Нины Календарёвой, Людмилы Премудрых, Александра Любякина, Анжелики Бивол, Вячеслава Сазановича, Евгения Ставровского, Алексея Томшина, Маргариты Сладковой и других.
Отдельное место на сайте ЛИТО заняли тексты поэтов, которых уже нет среди нас. Это произведения Петра Суханова, Георгия Ешимова, Леонида Гайкевича, Олега Рихтера.
В настоящий момент на сайте ЛИТО – 115 стихотворений Егора Елистратова. Личная страничка поэта продолжает пополняться новыми материалам.
Егор завёл свои отдельные творческие странички на сайтах: «Изба-читальня», «Поэмбук», «Фабула», «Поэзия», «Стихи.ру» и других. Кроме того, создал свой канал на Ютубе «Искатели счастья», куда внёс немалую часть своих произведений видеороликами в авторском прочтении. Там же он открыл отдельный видеоканал «Северного огонька», где коллеги получили возможность разместить свои записи.
Егор Елистратов всегда откликался на различные мнения, оценки, отзывы в отношении своих и чужих стихов. Участвовал в дискуссиях и полемике, возникающих в составе ЛИТО и за его пределами. Он был начитанным, разносторонне развитым человеком. Активным участником сургутского поэтического интернет-сообщества, выступая с молодежью на различных городских площадках. Одним из хобби поэта стала гитара, он часто исполнял песни любимых музыкантов на различных мероприятиях. За участие в городских конкурсах им получены дипломы на V и VI молодёжных конкурсах «Споём под гитару» (2013, 2014 гг.), а также на VII фестивале «Молодые ветра» (Газпромовская «Грушинка») в 2015 году. Большое место в его творчестве заняла аудиокнига стихов «Летучий голландец» (2020 г.)
В своём памятном очерке, опубликованном в газете «Сургутская трибуна» (январь 2021 г.) руководитель ЛИТО «Северный огонёк» Вячеслав Сазанович отметил, что Егор Николаевич Елистратов, входя в Сургутскую общественную организацию инвалидов Всероссийского общества инвалидов, поддерживал ряд их творческих начинаний. «И вдохновлял личным примером. В частности, 9 декабря 2020 года, на проводимом в Самаре инклюзивном балу общества инвалидов, Егор получил главный приз-диплом «Короля бала». (...) «Неуёмная энергия, способность стремиться вперёд, несмотря на трудности, желание и способность помочь ближнему – вот главные качества Егора, которые должны быть примером для каждого. Светлая память о Егоре остаётся с нами навсегда».
Таким образом, Егор Елистратов занял свою нишу в культурной и литературной жизни нашего города и округа, а также в литературном интернет-пространстве. Благодаря ему о «Северном огоньке» за последние годы узнало много людей. Среди них не только наши горожане, но и жители других населённых пунктов.
Восточная мудрость гласит: «Корень счастья – в самопознании и подвижничестве» [12, с. 7]. Поэтому, я считаю, что Егор Елистратов прожил свою жизнь счастливо.
Мы так спешим, соперничаем рьяно,
Забыв о том, что Он оценит всё.
Благословен Отцом, кто неустанно
Служил другим и не посеял зло. [3, с. 37].
«Жизнь – загадка...»
Однажды, разговорившись, Егор выразил собственное отношение к религии, сказав, что считает себя «агностиком».
Агностицизм, в пер. с греч. «непознанный» – философская концепция, согласно которой мир непознаваем. Отсюда люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей. Закономерно, что сторонники религиозного агностицизма подчёркивают невозможность познания Бога.
По моему мнению, заявленный агностицизм расходится с тем, что нашло отражение в творчестве Е.Н. Елистратова. Такие тексты, как: «Прозрение», «Кто же на вечернем небосклоне...», «Вечное пламя», «Остановись на миг...», «Старик», «Путь», «Дыханье Господа», «Сотни жизней» и ряд других – из сборника «Искатели счастья», а также: «Древо», «Орбита», «Огонь, ты слышишь, начал угасать...», «Капля росы», «Небесная лодка», «Восторгаться тобой или плакать..?», «Стирает время мир один-другой...» – из сборника «Разнолетье» едва ли можно назвать стихами агностика.
Прочтём отдельные строки, которые говорят за себя:
Дыханье Господа присутствует повсюду,
Узреть его не каждому дано,
Откроется лишь тем счастливым людям,
В душе которых доброе зерно. [3, с. 37].
...................................................................
И невинный Христос был жестоко распят,
Усмехнулся, прищурившись, Будда,
Нелегко мир с добром на земле прославлять,
Тьма неверия бродит повсюду. [3, с. 23].
...................................................................
Восторгаться тобой или плакать?
Кто родился – уже обречён.
Восковая свеча будет капать,
Уменьшая огонь день за днём. [4, с. 74].
................................................................
Вмиг со звоном упали оковы,
Глубоко и свободно вдохнул.
Этот мир удивительно новый,
Если сердце ему распахнул! [3, с. 4].
В содержании этих, а также других стихов (см. далее ниже) отсутствует беспредметная описательность. Это – не констатация непознаваемости мира и Бога, а – желание автора постичь всю глубину его вместе со своим читателем.
В моём понимании поэзия Егора Елистратова – есть гармоничный синтез духовности и философии с гражданской лирикой. Основной предмет её – самопознание Человеком самого себя: своих целей, задач, сути своего существования на Земле.
Давая свою интерпретацию, не призываю других соглашаться с ней, рассчитывая, что она побудит коллег по творческому цеху поделиться собственным мнением.
Современный филолог В.А. Маслова, опираясь на позицию советского литературоведа Г.А. Гуковского, отмечает, что в стихотворении, всегда «идёт речь не о том, о чём говорят слова». Главную роль играют вторичные смыслы, коннотации и подтексты. Они находят отклик в душе читателя (слушателя), который достраивает поэтический образ, создаваемый автором. Каждый человек становится соавтором, «немного художником, слыша живое слово поэзии» [9, с. 106]. По утверждению М.Л. Гаспарова, в анализе любого литературного текста «нужно уметь ...замечать не только то, что есть в тексте, но и то, чего нет в тексте». [2 с. 16.]
Задумаемся о своём отношении к религии. Спросим себя: разве мы, или другие верующие люди, даже те, кто гораздо чаще нас посещает храм, не терзались религиозным сомнением..? Не задавались вопросами, не задумывались о смыслах Бытия? Не страдали от внутренних противоречий?
Сомнение – вполне естественная часть веры. Кинорежиссёр А.С. Михалков-Кончаловский в одном из интервью сказал: «Если человек ищет Бога, значит, он всё равно религиозен. Даже, если он его не нашёл...»
Возможно, об этом же писал М.Ю. Лермонтов в стихотворении «1831-го Июня 11 дня»:
Есть время – леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
(...)
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинить нельзя ни в чём.
Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном всё чисто, а в другом всё зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого. [8, с. 32].
Неужели, никто и никогда не испытал подобных чувств: тревоги и душевного смятения..?
В стихотворении «Путь» Е.Н. Елистратов пишет:
Я жизни смысл опять искал не там.
Наверно, я ошибся поворотом.
Казалось, дверь к бесчисленным дарам
Откроют размышленья и работа.
И достижений полнятся ряды,
Но главное всё время ускользает,
А путь к осуществлению мечты,
Похоже, только сердце понимает. [3, с. 18].
Получается: в той или иной степени – мы все, в том числе верующие, как сомневающиеся люди – агностики... Кому-то может показаться, что это атеистическое мышление. Но это не так, потому что в нём – стремление к духовности. Сегодня есть масса примеров, когда многие совершенно неверующие люди именно через сомнение движутся по пути духовного познания и приходят к вере. И чаще всего, чем ближе человек к Богу: и словом, и делом, – тем сложнее ему, тем больше препятствия...
Егора Елистратова не останавливал тезис агностиков о непознаваемости жизни. Констатируя сложность познания мира, поэт шёл дальше. Задавая жизни насущные вопросы, он пытался найти ответы, и, в процессе размышления находил их, передавая читателю.
В стихотворении «Жизнь – загадка» читаем:
В чём же смысл? Что скрывает природа от нас?
Для чего мы под призрачным небом?
Задавали вопросы себе много раз,
Но не будет прямого ответа.
(...)
Итак, автор уверен: ответ есть, но он не будет прямым и точным, что вполне естественно. Конкретного, готового ответа на ключевой вопрос человеческого бытия – о смысле жизни, («для чего мы под призрачным небом?») в принципе не может быть никогда. Человек может лишь приближаться к нему. Мы видим, как поэт подбирает ключ к тому, что «скрывает природа от нас», что содержит в своей ускользающей перспективе...
Может мы для того, чтоб хранить для других
Мудрость, свет и законы морали.
Может мы для того, чтобы в мире не стих
Голос бога, что сердцем внимали.
Птица-ночь простирает большое крыло,
Укрывая раздумие тайной.
Жизнь – загадка, и это меня увлекло,
Все события в ней не случайны. [5]
В стихотворении «Не каждый день» поэт продолжает эту тему. Говоря о ценности всех без исключения событий, он подводит читателя к мысли: каждый день, независимо от того, как он складывается, по-своему значим. И пусть «не каждый день сбывается мечта», «не каждый день прекрасные пассажи», «не каждый день проходим до конца», но каждый (!!!) «этот день был непременно важен» [3, с. 29].
Этими словами автор приоткрывает нам существующий дуализм Бытия, во всём окружающем человека пространстве и времени, где всё или почти всё имеет две стороны медали. Лишь на первый взгляд, это несводимые вместе, противоположные начала. На самом деле, они дополняют друг друга в процессе взаимодействия, повторяясь в закономерном цикле, создавая своеобразную гармонию: утро – ночь, свет – тьма, начало – конец, удача – неудача, потери – приобретения, любовь – нелюбовь и так далее.
Не менее значимой и ценной в этой гармонии является любая человеческая жизнь, без различия рода деятельности и занятий человека.
Один из нас владеет силой слова,
Другой из шума ноты достаёт,
Иной зальёт бетонную основу,
А кто-то форму камню придаёт.
Мы, как цветы, поляну украшаем.
И всякий стебель важен для неё.
Людскою жизнью мир обогащаем,
Без каждого он потерял своё,
пишет Егор Елистратов в стихотворении «Разные» [3, с. 38].
«Если видишь высокую поэтическую цель, то легче выдержать всё, что выпадает на долю...», говорил сургутский поэт П.А. Суханов, с творчеством которого был хорошо знаком Егор. Возможно, наличием такого поэтического зрения объяснимо происхождение его стихотворения «Посвящение поэту». Написанное в форме акростиха, первыми буквами каждой строки оно составляет анаграмму: Пётр Суханов.
В нём Е. Елистратов показывает нам собственное восприятие поэзии, как искусства. – Так, как он это представляет, видит и слышит.
Поэзия – сплошная тайна,
Единый миг воспет в веках,
Творит художник не случайно,
Разит без промаха в стихах.
Строка, как плеть, неутомима –
Унылый день давно забыт –
Хранит спасение для мира,
Азарта свежего родник,
Надрыв и сила в каждом звуке,
Отвергнет правил череду.
Восторг! К идеям припаду… [3, с. 35]
Подчеркну главные мысли стихотворения. Они выражены здесь как своеобразное творческое кредо автора. «Поэзия – сплошная тайна», но в ней «спасение для мира». Тайна заключается в том, что внутри себя (сама по себе) она содержит резерв его развития, чем помогает человеку разобраться в кажущемся хаосе мира. Поэтому, она – его «родник», она – «надрыв и сила в каждом звуке». Она же – нравственный поиск, который не имеет границ и не может измеряться привычными мерками. В этой связи показательным для творчества Е.Н. Елистратова является другое стихотворение – «Крест». Оно имеет сходную со стихотворением «Жизнь – загадка», форму диалога автора с читателем. Также контекстно, мы наблюдаем здесь разговор автора с собственной душой, когда текст, как писал Аристотель, превращается в размышление «через себя самого»:
Ты не знаешь, что крест означает?
Слева – прошлого скрытая тень,
Справа жизнь для тебя пролистает
Предстоящий, надуманный день.
Снизу тянут оковы и цепи,
Сверху давит насмешливо власть.
В перекрёстное великолепье
Постарайся скорее попасть.
Только тут наполняешься силой,
Только тут своё счастье лови.
Как бы ветром тебя не сносило,
Настоящим моментом живи! [5]
А ведь действительно, мы, как будто устроили гонку со временем, забыв про здесь и сейчас, упуская из виду сегодняшний день.
В вопросе автора: «Ты не знаешь, что крест означает?», заключено стремление разобраться в глубине человеческой души – в её целях и смыслах, а также в силах и истоке её жизни, которому он подбирает следующий уникальный образ: «перекрёстное великолепье».
Вероятно, это не буквально крест, как вещь, как предмет религиозной жизни. Это его символ в самом широком смысле слова. Немецкий философ Шопенгауэр (1788 – 1860), писал: «Символ есть центр, из которого расходятся бесчисленные радиусы, – образ, в котором каждый, со своей точки зрения, усматривает нечто другое, но в то же время все уверены, что видят одно и то же» [12, с. 514].
Первая половина стихотворения состоит из вариантов ответов, в каждом из которых свой, более узкий внутренний смысл. От строчки к строчке поэт размышляет над значением креста, стараясь понять то скрытое, но доступное нашему познанию при необходимом усилии. Вместе с ним по мере чтения текста продвигается читатель. Он проникает в заложенные автором смыслы, помогающие выбрать необходимый путь или способ познания символа.
Как и в тексте стихотворения «Не каждый день», автор показывает наличие в мире некоей, невидимой «мировой души», в которой во взаимной (неизбежной) связи переплетено всё разнообразие мира, что и составляет его средоточие, его «перекрёстное великолепье», его «загадку», его гармонию. Таким образом, если есть душа у человека, значит, есть душа у мира («мировая душа»), которую каждый человек пусть даже:
Снизу тянут оковы и цепи,
Сверху давит насмешливо власть,
может почувствовать, восприять и охватить собственным сердцем в символе веры.
Здесь, в таинственном средоточии, по Егору Елистратову, находится и может быть найдено счастье...
Только тут наполняешься силой,
Только тут своё счастье лови.
«Перевёрнутый мир»
Современный человек отчуждён от себя, от других людей и от природы.
Эрих Фромм (из книги «Искусство любить»).
Кто-то скажет: Егору было нелегко физически. Из-за инвалидности ему было тяжело ходить. Несмотря на это, в жизни он старался держаться уверенно. Спросим себя, какое здоровье главное: духовное или физическое..? Насколько человеку лучше и легко, когда он здоров физически, а душа его черства, когда внешняя мораль и нравственность расходится с делами и духовными помыслами, когда его личный успех и карьера становятся важнее желания завести семью и детей, когда развод становится нормой.
Как показывают современные соцопросы вполне легко. Очень даже легко. – Жить для себя, а не других... – в равнодушии, неуважении к ближнему. Последнее обстоятельство доказало активное распространение коронавирусной инфекции в 2020 году, когда несоблюдение необходимых профилактических мер явилось одной из главных причин большого числа заболевших и умерших. Что это, как не равнодушие и не уважение к ближнему?
Сегодня человек превратился в пассивного обывателя, который мало задумывается о духовной атмосфере внутри себя и вокруг. Его не интересует, есть ли вообще перспектива у жизни, зависимой от соображений материальной выгоды. Многих такой жизненный подход устраивает. К нему привыкли. Его пропагандируют СМИ и реклама.
Парадокс, но куда делся тысячелетний опыт мудрости, накопленный человечеством..?! Почему огромную массу людей сейчас удовлетворяет именно материальная сторона жизни и только в ней они считают себя счастливыми, а над многими изречениями мудрецов о пользе и необходимости духовного развития просто смеются, отмахиваются от них, как от назойливой мухи. Почему материальная удовлетворённость стала для многих мерилом человеческого счастья..? Почему характерной фразой сегодняшнего дня стала: «Счастье не в деньгах, а в их количестве...»
Причина подобной социальной метаморфозы предельно проста: духовное в человеке настолько сильно подавлено материальным, что не даёт первому других вариантов и альтернатив, как подчиниться и сдаться. «Люди, не уводящие своего воображения к высшим, нечувственным содержаниям, становятся пленниками пошлости и, по слову мудрого Гераклита, всю жизнь «наслаждаются грязью», – отметил философ И.А. Ильин [6, с. 57, 58].
Человек может быть хорошо одет, но это не скрывает его духовную наготу. «Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни», писал древнегреческий философ Демокрит из Абдеры [12, с. 66].
Удивительно, но всё это мы давно проходили, не извлекая нужных уроков истории.
Французский писатель, драматург Себастьян Шамфор, наблюдая морально-нравственную атмосферу, в которой во второй половине XVIII века жили дворяне, писал: «Люди извращают свою душу, совесть, разум точно так же, как портят себе желудок» [12, с. 490].
Подобное проходила и наша страна. Однако история вновь пошла по тому же кругу в конце XX века. В середине 1990-х гг., тюменский писатель К.Я. Лагунов подчеркнул: «цивилизация и культура – это не только блага, комфорт, ...но и жёсткая дисциплина, вернее самодисциплина, продиктованная, прежде всего, моралью, нравственными критериями этого просвещённого общества. [Сегодня же] приходится отрекаться от многого, заложенного, как говорят, в крови, в генах, вошедшего в человека с молоком матери» [7, с. 32]. «Возрождение России, – писал он, – возможно при одном... условии: народ не растеряет свою духовную мощь, составными которой являются: НРАВСТВЕННОСТЬ и КУЛЬТУРА. У сибиряков когда-то бытовала поговорка: «Не брюхом, а духом силён человек» [7, с. 4].
А что сейчас..? Многое изменилось в нашей духовности, хотя бы по сравнению с периодом 1990-х годов? Началось ли духовное возрождение, о котором мечтал наш земляк? Находимся ли мы в 2021 году в положении более благоприятном, чем было тридцать лет назад? На мой взгляд, духовное состояние российского общества только ухудшилось. Человечество попало в серьёзную аварию, аварию души.., – духовную катастрофу, от которой оно не может или не хочет восстановиться. Следствие её: духовная деградация человека. Отдельные авторы определяют это выражениями: духовная стагнация, или более жёстко: духовная онкология.
Осознание этих явлений отчётливо проявилось в творчестве Егора Елистратова. Он остро переживал негативные тенденции современного мироустройства. Может быть, слишком эмоционально, слишком преувеличенно, чем на самом деле..?! Но это уже индивидуальная черта характера его, как чуткого поэта-художника, которая вела, направляла содержание творчества в необходимое русло. На то оно и настоящее – творчество – когда в нём, кроме внешней описательности есть другое: преодоление автором пределов пространства и времени, когда через картину (или зеркало) настоящего, в связке с прошлым, он показывает вероятное будущее.
– Настоящая литература всегда осмысливает явления жизни, предугадывает её развитие», – сказал в своём интервью тюменский писатель А.И. Васильев. – Лёгкая, развлекательная проза, которая издаётся огромными тиражами, – это не литература. На вопрос корреспондента: «Литература – это зеркало жизни?», Васильев ответил, что это «скорее отражатель, прожектор, направленный в прошлое. Уроки жизни интересны тем, что на них никто не учится. Познание [зеркала жизни] бесконечно, в школе жизни каникул не бывает» [1].
«Произведение искусства – это когда что-то случилось: в стране, с человеком, в твоей судьбе», – записал В.М. Шукшин в своём рабочем дневнике [11, с. 724].
На мой взгляд, именно такими задачами литературы, – посредством чуткого, неравнодушного отношения к окружающему, через познание и осмысление жизни, – руководствовался Егор Елистратов.
В стихах «Где мой мамонт?», «Стирает время мир один-другой...», «Антиутопия» в гротескной форме поэт показывает, как исчезают традиционные ценности в современном обществе. Подводит читателя к мысли, что из этого необходимо извлечь нужные уроки.
Современная цивилизация, дав человеку блага, деньги и комфорт, приучила его к потребительскому отношению к жизни. Оказавшись в тисках новых рыночных реалий, человек духовно обеднел, утратив главную составляющую его души – внутреннюю волю и свободу.
Я - добытчик. Я – упрямый.
Это, братцы, беспредел:
Оказалось, вымер мамонт,
Я остался не у дел.
Здесь пещера в ипотеку,
С туши мамонта – налог,
Кучи справок на потеху,
Если нет - свезут в острог. [5]
.............................................
Стирает время мир один-другой.
Где колосилась рожь – воздвигли здания.
Лишь только огляделись мы с тобой,
Вздымается волна сквозь мироздание.
Накроет наших предков с головой:
Их быт, их нравы, их воспоминания.
Исчезнет мир, пока ещё живой,
И боль на сердце камнем расставания… [4, с. 69]
Егору Елистратову были знакомы труды многих философов и социологов XX столетия. Среди них: Джордж Оруэлл (1903 – 1950), Олдос Хаксли (1894 – 1963), Эрих Фромм (1900 – 1980), Жан Бодрийяр (1929 – 2007) и другие, которые в своих работах предупреждали о надвигающихся мировоззренческих переменах. Впервые они отчётливо проявились к середине XX века в Европе и на Западе. Сегодня, мы наблюдаем их в России.
Произведения данных авторов широко доступны, но разве их читают...?! Сегодня, вообще мало думают и читают! Ещё один грустный социальный показатель человеческого бытия XXI века...
Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить» (впервые была издана за рубежом 65 лет назад, в далёком 1956 (!!!) году), пишет: «Современному капитализму требуется, чтобы всё большие массы людей могли трудиться без помех и сбоев и стремились ко всё большему и большему потреблению; их вкусы должны быть стандартизированными и потому легко прогнозируемыми и направляемыми. Капиталу требуются люди, ощущающие себя свободными и независимыми, не подчинёнными какому-либо авторитету, принципу или вероисповеданию, – и при этом готовые выполнять команды, делать то, что от них ожидается, легко включаться в работу социального механизма. Ему нужны те, кем можно управлять без принуждения, кого можно направлять без лидеров, понуждать двигаться без видимой цели, а главное – не переставая что-нибудь производить, быть на ногах, функционировать, не останавливаться [10, с. 163, 164].
Каков же итог? – продолжает Фромм. – Современный человек отчуждён от себя, от других людей и от природы. Он превращён в товар, воспринимает свои жизненные силы как вклад, который должен принести ему максимальный доход, возможный при существующих рыночных отношениях. (...) Стараясь как можно меньше отличаться от окружающих, он неожиданно оказывается одинок, его одолевают чувства неуверенности, тревоги и вины, что всегда происходит, когда человеческая разобщённость не может быть преодолена [10, с. 164, 165]. Наша цивилизация предлагает многочисленные паллиативы, помогающие людям не осознавать своего одиночества... [Так, например] ...человек преодолевает не сознаваемое им отчаяние с помощью рутины развлечений: пассивного потребления звуковых и зрительных впечатлений..; удовлетворения от приобретения новых вещей и быстрой замены их на ещё более новые. Современный человек близок как никогда к тому, что Хаксли изобразил в своём «Прекрасном новом мире». «Это сытый, хорошо одетый и сексуально удовлетворённый индивид, лишённый ощущения своего Я и всяких, кроме самых поверхностных связей с другими людьми, руководствующийся принципами, которые Хаксли сформулировал так: «Когда страстями увлекаются, устои общества шатаются»; «Не откладывай на завтра то, чем можешь насладиться сегодня»; и коронный лозунг: «Теперь каждый счастлив».
«Счастье человека, – пишет Фромм, – сегодня заключается в том, чтобы «получать удовольствие». Удовольствие заключается в потреблении товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, фильмов – всё это потребляется, поглощается, заглатывается. Весь мир – один огромный объект аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь, а мы – сосунки, вечно ожидающие кормёжки, вечно надеющиеся и вечно разочаровывающиеся. Наш характер ориентирован на то, чтобы продавать и получать, обмениваться и потреблять; все – как духовные, так и материальные – ценности делаются предметами купли-продажи и потребления» [10, с. 164 – 166].
Так вот каким, оказывается счастье... Счастье материализма... То ли это действительное и настоящее счастье, о котором веками мечтал человек..?
С болью в сердце и душе Егор Елистратов передаёт читателю свои мысли, свои опасения. В стихотворении «Перевёрнутый мир» читаем:
Архимед говорил не об этом.
Раздобыли злосчастный рычаг,
Перевернули родную планету
Так, что один бок иссох и зачах.
Жадные, неразумные дети
Повтыкали трубочки в сладостный сок,
Высосали континенты,
Превратив плодородные земли
в бесполезный песок.
Вожделение до икоты,
Застилают проценты глаза.
Войны, убийства… Ради банкноты,
Не существует слова «нельзя».
Отпечатай бумажек свежих,
Акционерам не терпится,
разинуты рты…
Как голуби, слетятся кортежи
Выклевать мир
до разрухи и пустоты [4, с. 47].
Егор Елистратов воспринимал происходящее, как глобальную мировоззренческую катастрофу, где даже сам образ счастья, сама идея его, оказались перевёрнутыми, как и весь духовный мир человека.
В стихотворении «Антиутопия» современное мироустройство, опирающееся на материальные ценности, обозначено предельно ясно и откровенно:
Мир огромен, расчётлив и скуп.
Оруэлл и Хаксли – оба правы:
В нём «двоемыслие», «большого брата» спрут,
В нём «генетические альфы, беты, гаммы».
Равноправие и свобода? Бери, сколько унесёшь,
Но не забывай платить по счёту.
Деньги? Нет, деньги – бумажная ложь,
Мы жизнь возьмём за свою заботу.
(...)
О счастье грезишь? Бери, не жалко,
Хочешь «ютубы», а хочешь Бали.
Кредитная карта – волшебная палка,
Некогда думать о совести и любви.
Что тебе люди? Вещи важнее,
Смотри, как сияет десятый айфон.
Думаешь, кто ж тебя ночью согреет?
Конечно, компьютер и телефон.
И не забудь про великую личность,
В зеркале видишь? Она во главе угла,
А про других вспоминать неприлично.
Да и некогда. Дела… дела… дела… [4, с. 46]
Пренебрежение духовным опытом, духовными законами опустошило человека, сделало его простым винтиком, инструментом, сырьём большой, охватившей мир кредитно-денежной системы, послушной частью рынка труда, товаров и услуг. От всех вещей человек замечает только внешнюю видимость, привлекательную картинку.
Эту тему поэт развивает в стихотворении «Карьеризм». Приведу первые три строфы:
Словно винтики в механизме,
Не железные, не стальные,
Все купаемся в карьеризме,
Забывая, что мы живые.
Так легко раздаём советы,
Клеем бирки привычным жестом,
Сочиняем свои сюжеты,
Где проблемам не будет места.
Свято верим красивым сказкам
Фотошопа и инстаграмма.
Прячем чувства за плотной маской,
Голос прячем за фонограммой [5].
(...)
Иван Ильин писал: «Конечно, можно относиться с презрением к жизни чувства – например, к любви, радости, благодарности, уважению, благоговению, чести и патриотизму – и отвергать всё это как «сентиментальность», но от этого душевные чувствования отнюдь не исчезнут, они станут не только грубыми, злобными, нечистыми и отвратительными, т.е. душевно и телесно вредными, а духовно гибельными... и человеческая душа исполнится ненависти, зависти, злости, гордости и мстительности» [6, с. 57].
Если воля человека окажется духовно беспризорной, то она «начинает служить волку в человеке и становится его свирепым орудием. Невоспитанная, неодухотворённая, необлагороженная воля есть источник всех коварных, злобных и преступных поступков на земле» [6, с. 58].
Атомизация личности человека и его духовных качеств, когда человек уже не думает ни о чём, «пряча чувства за плотной маской», разобщила людей, обернулась волной злобы и агрессии.
Подобные проявления Егор Елистратов характеризует в стихотворении «Ярость»:
Ярость ластится милым щенком,
В гидру зверскую вырастая,
Чтобы не думал уже ни о чём,
Братскую плоть разрывая.
Ярость с кровавым ножом и мечом
Застилает глаза, заполняет душу,
Чтобы не думал уже ни о чём,
Только крушил и рушил [3, с. 42].
Перевёрнутым сегодня оказывается и мир любви, которая:
Всклокочена, безумна и пуста,
Бушует ледовитым океаном.
Гармония взаимоотношений мужчины и женщины нарушилась. Об этом в стихотворениях «Равнодушие», «Давай поговорим о нелюбви...», «Так куда же делись мужики?..»
Всё понятно без слов, ни к чему разговор,
Мы лишь время с тобой коротали.
Разжигали любовь, но потушен костёр,
Равнодушие – отблеск печали.
И продолжили жизнь, и ускорили бег
По привычному узкому кругу.
И забыв о любви проживаем свой век,
Безразличные, в общем, друг другу. [3, с. 33]
.......................................................................
Давай поговорим о нелюбви…
Метель её сквозит из каждой щели,
И холодит замёрзшие постели,
И заглушает окрик: «Оживи!..»
Всклокочена, безумна и пуста,
Бушует ледовитым океаном,
И отражается на дне стакана,
Стирая краски чистые с холста.
И кажется нельзя ей запретить
Ползти, расти, вздуваться, извиваться,
Но день за днём не прекращай стараться,
Чтоб гидру нелюбви остановить. (...) [4, с. 8]
................................................................
(...)
Дочь не будет видеться с отцом,
Будет жизнь простая, тихий быт.
Отчим был один, потом другой,
Дочкою отец почти забыт.
Годы-вьюгой, ты уже седа.
Дочь знакомит с новым женихом.
С зятем будет тихая вражда,
Видно же, мужчина «ни о чем».
Дочери своей ты дашь совет:
«Ты, родная, дочку защити.
Сколько можно, милая, терпеть?»
Так куда же делись мужики? [5]
Приведу ещё отрывок из книги Эриха Фромма. В 1956 году он давал характеристику того, что мы наблюдаем сегодня в нашей стране. «Если любовь – это особая способность зрелого и созидательного характера, следовательно, способность любить у индивида в любой данной культуре зависит от того влияния, которое эта культура оказывает на среднего человека. Если мы говорим о любви в современной западной культуре, мы должны задаться вопросом: способствуют ли развитию любви социальная структура западной цивилизации и создаваемая ею духовная атмосфера? Уже задать такой вопрос – значит ответить на него отрицательно. Ни один... наблюдатель, глядя на наш ...образ жизни, не усомнится в том, что любовь – братская, материнская, эротическая – достаточно редкий феномен, и её место заняло множество форм псевдолюбви, являющихся в действительности формами распада и деградации любви» [10, с. 159 – 160]. Большое внимание Фромм уделил браку, где отношения стали автоматическими и «сводятся к хорошо отрегулированному взаимодействию между двумя людьми, остающимися чужими друг другу всю жизнь, никогда не достигающими «глубинной связи», но вежливыми и старающимися обеспечить партнёру хорошее самочувствие». [См. подробнее: 10, с. 167, 168].
В общении с Е.Н. Елистратовым мы неоднократно затрагивали эту тему, приходя к мнению, что сегодня трудно и почти невозможно по-настоящему любить.., то есть, любить внутренне, духовно, когда человек, согласно поговорке: «не по милу хорош, а по хорошему мил». Содержание поговорки, очень ясно обозначает вектор, по которому строили любовь наши предки. В 1930-х гг. Иван Ильин использовал её в качестве аргументации в работе «Путь духовного обновления». По его словам, в заложенном в ней смысле находится необходимая человеку «духовная интенция». Одни люди «пребывают в ней.., дорожат ею; укрепляют, углубляют, очищают её в себе; и затем, исходя из неё, веруют и действуют», а другие – «пренебрегают ею... не умеют освобождать для неё ум и... сердце – и потому бредут по диким и случайным тропам своего неразборчивого права или своей прихоти и похоти» [6, с. 73, 74].
Стихотворением «Остановись на миг» Егор Елистратов призывает человека осознать ошибочность выбранного пути, побуждает оторваться от приоритета материальности, увидеть свою духовную красоту для того, чтобы избежать наступающего тупика:
Как часто мы не видим красоту,
Глаза души проблем закрыли шоры.
Живём и любим в спешке, на бегу,
И наступаем на ноги партнёрам.
Как часто мы не видим красоту! [3, с. 9]
Что будет с душой человека, не стремящегося к красоте? Известно выражение: человек душевный. Казалось бы, это тот, кто выслушает и поймёт, с кем можно поговорить «по душам», поделиться сокровенным, тайным, личным. Однако, часто такие душевные разговоры не уходят дальше внешней видимости мира, превращаются в банальные пересуды и сплетни, муссирование и передачу слухов, что явно не отражает д у х о в н у ю развитость собеседников, ибо они утратили эту внутреннюю составляющую.
Мы ничто так часто не утрачиваем, как внутренний мир. На указанную тенденцию, как причину многих социальных деформаций давно обратили внимание многие православные священники: прот. Дм. Смирнов, прот. Андрей Ткачёв, иеромонах Роман, Валерий Духанин и ряд других.
Все они отмечают: душа современного человека бездуховна и темна. Она нуждается в любви, в надежде и вере в другой, в новый день, который изменит человека, поможет ему осознать и вернуть утраченное... Такая надежда присутствует в творчестве Егора Елистратова. Поэтому ещё раз подчеркну, что считаю основу его – духовной. А многие стихи тому – подтверждение.
Стихотворение «Жизнь – загадка» поэт завершает так:
С каждым днём на душе все светлей и светлей,
В этом мире есть вера и правда.
Вновь один из семи миллиардов людей
Засыпает с надеждой на завтра. [5]
(Продолжение следует)
Основа очерка написана 18.01. – 25.01.21. Поправки: февраль-март 2021 год.
Примечания:
1. Васильев А.И. «Писатель наедине с капризной Клио» (интервью журналу «Сибирское богатство») // Сибирское богатство. – 2007. – № 3.
2. Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною...» Методика анализа // Он же. Избранные труды. – Т. II. – О стихах. – М., 1997. http://philology.ru/literature2/gasparov-97b.htm
3. Елистратов Е.Н. Искатели счастья. – [Б. м.]: Издательские решения, 2016. – 52 с.
4. Елистратов Е.Н. Разнолетье. – [Б. м.]: Издательские решения, 2020. – 82 с.
5. Елистратов Е.Н. Подборка стихов на страничке сайта «Северный огонёк» // http://www.xn----ctbefbczlwdjbuk9m.xn--p1ai/catalog/43
6. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.: ДАРЪ, 2017. – 480 с.
7. Лагунов К.Я. Портреты без ретуши / Отв. за вып. Т.Е. Вараксина; Отв. ред. А.С. Шилова. – Тюмень.: Без изд., 1994. – 192 с.
8. Лермонтов М.Ю. Стихотворения; Поэмы... – М.: Худож. лит., 1984. – 493 с.
9. Маслова В.А. Поэтический текст: Новые подходы и решения: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2016. – 320 с.
10. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 256 с.
11. Шукшин В.М. Из рабочих записей // Он же. Сельские жители. Два письма. Случай в
ресторане: рассказы. – М.: АСТ: Зебра Е, 2009 – с. 724 – 739.
12. Энциклопедия мудрости / Сост. К. Андриевская, М. Агеев, И. Атрощенко, Е. Атрощенко,
и др. – Б.м. изд.: «РООСА», 2018. – 816 с.